Дневник Вилли П. 28.2.1
Сборник исполнителей из Владивостока

Курьер принес сборник владивостокской музыки "Территория Pacific". Стараюсь слушать все, что приносят. Феномен популярности Мумий Тролля говорит не столько за владивостокскую музыку, сколько против нее (хотя я и понимаю, что могут быть другие мнения). О самом Мумий Тролле лучше, чем написал в своей статье Сережа Гурьев и не скажешь, поэтому мне, по крайней мере, пришлось слушать на одну песню меньше, - вместо восемнадцати семнадцать.

Сначала беглые заметки по ходу прослушивания (названия песен опускаем), а общие выводы - после.

1.

Олеся. Ну вот, еще одна девушка без фамилии на Руси. Присутствие голосового потенциала отягощено отсутствием индивидуальности стиля: Агузаровско-земфироидное, слегка истеричное жеманство смягчается умением петь. Судя по маленькой фотографии в оформлении сборника, постеры Олеси были бы куда эстетичней, чем у предшественниц. А фамилия - Ляшенко.

2.

Тандем. Воспоминание о группе Japan, в трактовке Мурата Насырова. Более-менее изощренный поп. У нас тут, мол, не такая уж и провинция.

3.

Туманный Стон. Космополитичный, слегка питерский поп-рок в спектре от группы "Кино" до "Миссии - антициклон". Простота и ясность образов – апеллируют к подростку, обдумывающему житье и объясняют коммерческий потенциал.

.4.

Мексиканские пчелки-убийцы. Лучшее в этой группе – название и молодежный постпанковский задор. И опять балансирование между рок- и поп-эстетикой на территории пост-пост-панка. Немножко "НОМа", немножко "Квартала", и где-то на горизонте - "Секс Пистолз".

5.

Ужасный, брутальный Иван Панфилов поет песню от имени братка, лежащего в морге с головой, простреленной контрольным выстрелом. Инородное тело на сборнике, да еще и со свинцом в башке.

6.

Овод. Небезнадежный аккомпанемент с элементами ненашего фолка - но сама по себе песня безлика и, как многое на этом диске снабжена не столько мелодией, сколько простейшей попевкой.

7.

Карамазофф Байк. Еще один экзистенциально-русский рок подкупает сырым и живым, незапродюсированным звуком, но угнетает примитивностью подпевки (читай п. 6), из отходов то ли "Чайфа" то "Калинова моста". Кстати, это же касается пункта 15 (Зерна), но с более электрическим звуком.

8.

Любовь. Сиэттлом навеяло, и Перцами, чуточку разбавлено поп-корновым поздним Аэросмитом. Звучит, по крайней мере, более энергично и упруго, чем большинство песен этого сборника.

9.

Главное-деньги. Современные ритмы. Скучно, зато честное и откровенное название группы.

10.

Другие формы. Альтернативно-ориентированные танцы – зрелые неглупые тексты, общая атмосфера по-новому осмысленных поздних восьмидесятых, и при некоторой общей расслабленности и примитивности - ощущается какая-то полноценность творческого порыва.

11.

Танцующий крыжовник. Вдруг зазвучала чисто московская группа "Мегаполис". А ведь, объявлен-то вроде бы другой исполнитель?

12.

Радиотелескоп. Претензия на интеллектуализм - в итоге так скучно, так и ждешь, что кто-нибудь из исполнителей зевнет в микрофон.

13.

White Niggaz. Хип-хоп позволяет не сочинять мелодию и более менее гладко записать и придумать текст. Вокал по-американски утопленный в аккомпанемент и плохая дикция помогают избежать придирчивой оценки - бормочут что-то и ладно.

14.

Boloney... ..Переименовать и заново посадить репетировать. Возможно, на год запретить писать собственные песни.

15.

Зерна. См. пункт 7.

16.

Биопсихоз. Клон Бутусова штурмует штаб-квартиру фирмы гразаписи 4AD.

17.

Crazy H. Лозунг новой пионерии - а что ты в свои 15 сделал для хип-хопа?! Так по детски и так самодеятельно-смешно, что критиковать и не хочется. Но слушать просто невозможно.

18.

Мумий Тролль. Как я уже сказал, лучше Гурьева об этом коллективе не напишешь. Зато в компании со своими земляками сразу понимаешь, что там, во Владивостоке, группа смотрелась бы более достойно, чем на московско-лондонском коммерчески-телевизионном Олимпе.

В целом заметно стремление составителей сборника втиснуть все молодежное вдохновение своих земляков в игольное ушко получивших в последние пять лет штампов и приемов, необходимых для обретения вожделенной ротации на радио. Наверняка самые оригинальные, непричесанные, и талантливые музыканты Владивостока остались за кадром ввиду того, что они не подходят под представления фирмы "Пацифик промоушнз" о коммерческом успехе. Понятно, что здесь собраны "околороковые", ориентированные на стандарты "Нашего радио", в отличие от "Русского радио", собирающего вокруг себя русскую попсу. К сожалению, как только речь заходит о стандартах, штампах и коммерческих образцах, а разница только в дозировке мажорных и минорных аккордов, - выхолащивается коренное отличие так называемого русского рока от попсы - стремление к искренности, самовыражению и непримиримому нонконформизму.

Какой уж тут нонконформизм. Сплошной промоушн.

И еще. Любая из этих групп (за исключением 2-3) вполне могла бы крутиться на московском радио, и показываться на MTV, и если их цель в этом, то она достигнута. Но если уж есть такое желание "пробиться", неплохо бы писать запоминающиеся, красивые мелодии. Это трудно, но русская публика это любит.

Вилли П.
©weekend.ru
2001

В Дальневосточную музыку