Cвет северного солнца (Миссия:Антициклон - новые семена для чистых сердец)


"Культовая магаданская формация "Миссия : Антициклон", пытавшаяся сфабриковать некий инфернальный глэм-балаган, смешивая в одну кучу мимику цирковых зазывал, обаяние китайской фарфоровой куклы, антиромантику в духе Глиттера и пронзительный макияж брехтовской зонг-оперы." ОМ, 1998

"Это европейский уровень. Так любители не выступают. Им нечего делать в этой стране. Надо продавать и продавать..." Смена, 1989

"Каждая композиция - это какой-то фантастический дом, построенный сумасшедшим архитектором из казалось бы несовместимых "кирпичиков". Но швов между "кирпичиками" впервые почти не было видно, родился свой звук, свой стиль." Магаданский комсомолец, 1989

"Сладость и игривость созвучий, легкомысленность уличного бытия и разрушительный силы драйв - их любят девушки, здесь и сегодня." Молодежь Алтая, 1990

"I wrote in my notebook, "Like the ocean when it's big and coming at you head on. Absolute control of vision and space" David Thomas, The Wire, 1993

Чудо и тайна всегда были спутниками "Миссии:Антициклон". Взять самые первые гастроли группы далекой новогодней ночью 1988 года. Преодолев 2000 км, разделяющие их родной Магадан и приполярный Анадырь и приземлившись за 2 часа до полуночи, музыканты узнают, что праздничное выступление вполне может не состояться. Вместо ожидаемых страшных -50С за бортом нулевая оттепель, какая бывает здесь раз в сто лет, циклон, пурга, подледный шторм. Чудо, что нашелся отважный, а скорее отвязный водила-полярник, который осмелился двинуться в путь по хрупкому льду лимана - другого пути добраться из аэропорта зимой попросту нет. Тайна, как автобус с артистами и пятнадцатью анадырскими фанами, встречающими кумиров (остальные прилетевшие в ужасе остались пережидать непогоду), не сбился с дороги и не сгинул в этой снежной пучине. Претерпевшие все до конца магаданцы были щедро вознаграждены судьбой - помимо новогоднего концерта и недельного тура по окрестным поселениям, случилась оказия записать свой первый полноценный альбом "Вкус магнитного хлеба" - возможность неожиданная, но вполне заслуженная и заработанная.

Группе было тогда чуть меньше года - "Миссия:Антициклон" образовалась в январе 1987-го - но сделано и достигнуто было немало. Выступление на первом Магаданском рок-фестивале в марте приносит им лауреатство и приз зрительских симпатий, записана первая демо-запись "Опасная зона". Активно концертируя и принимая участие в локальных рок-фестивалях они очень быстро становятся одной из ведущих групп весьма сильной в целом дальневосточной рок-сцены. Специалисты высоко оценивают их работу, а публика приходит в экстаз от ярких шоу-программ "Миссии". В такой ситуации был просто необходим магнитоальбом, тем более, что после многочисленных изменений к концу 1987 года наконец окончательно определился основной состав группы - Геннадий Вяткин (вокал, бас-гитара), Константин Иванов (гитара), Николай Брославский (гитара) и Олег Волков (ударные). Однако шанса записаться никак не представлялось, надеяться можно было только на чудо, и оно все-таки в конце концов свершается.

Альбом способствовал раскрутке коллектива, запись хотя и не была особо качественной, но демонстрировала мощный потенциал и уникальный магнетизм, свойственный одной лишь "Миссии". Новые идеи переполняли артистов, новые композиции фонтанировали, именно в это время был создан знаменитый хит раннего периода "Если это революция", сразу ставший гвоздем концертной программы группы. К осени был отобран материал для второго альбома. На тот момент у Магаданского рок-клуба уже была своя студия, где и был записан "Супербалет".

Ветхое здание на окраине города считалось местом нехорошим, ходили слухи, что слишком многие нашли свою смерть в этих лагерных стенах. Во время записи случилось странное и таинственное событие - то ли духи посетили студию, то ли случился прорыв инфернальности в наш мир - никто точно не знает. Уверенным можно быть лишь в одном - в том, что это повлияло на конечный результат и, бесспорно, на самих музыкантов. Альбом вышел странным, несколько растерянным и подавленным, название одной из вещей с него - "Черная радость" - очень адекватно передает его атмосферу. Группа же с тех пор придает очень важное значение энергетике пространства при выборе места, где ей предстоит постоянно жить или работать.

Несмотря на некоторую эклектичность, альбом был тепло встречен критиками и публикой, несколько местных телеэфиров подкрепляют интерес к группе. "Миссия" постоянно выступает с концертами, оттачивая до совершенства свое искусство перформанса, представлявшего по мнению лично его наблюдавших незабываемое зрелище. Невиданные костюмы, грим на лицах, специальный шоумен были нечастым явлением в то время. Множество разнородных элементов - ироничный черный юмор и балаганное шутовство, откровенная пародийность и глубокий драматизм - создавали удивительно органичную картину на сцене, что в сочетании с мощной музыкальной энергетикой производило неизгладимое впечатление на зрителей, а хрустальные осколки девичьих сердец, разбитых чувственным голосом Гены Вяткина, в изобилии усеивали полы зрительных залов.

Музыканты выступали с полной самоотдачей, совершенно забывая обо всем, кроме игры. Порой Вяткину случалось уходить со сцены в крови, ибо пространство сцены было слишком тесно для него. В стремлении передать образ он так увлекался и не жалел себя, что не замечал наличия вокруг большого количества предметов с острыми углами. Однажды, выступая в Иркутском цирке, "Миссия" так завела публику, состоящую в основном из местных "пацанов", что во время последней песни они высыпали на арену и смешались с музыкантами, которые решили сделать такое единение с публикой еще крепче и передали народу гитары. Внезапно превратившись из зрителей в артистов, участники необычного концерта включились в процесс совершенно органично. Результатом стал десятиминутный диссонансный ритмичный коллективный сверхэнергетичный ритуал, по завершении которого зал просто стоял на ушах. По словам артистов это было неповторимое трансцендентальное переживание.

Опыт, полученный за два года интенсивной концертной деятельности, привел к убедительному успеху в конкурсах. Лауреатство и приз прессы 2-ого Дальневосточного рок-фестиваля в Хабаровске в январе 1989-го стали прологом к поистину триумфальному выступлению "Миссии" на красноярской "Рок-Периферии-89" в апреле. Группа была удостоена Гран-при, а "Революция" возглавила фестивальный хит-парад и надолго стала визитной карточкой коллектива. Константин Иванов был признан лучшим гитаристом и вместе с Олегом Волковым вошел в "сборную фестиваля", в котором приняли участие 18 сибирских и дальневосточных групп.

Молва о "Миссии" наконец-то добралась до Москвы, и в конце 1989 года "Чертово колесо", в то время одна из самых авторитетных передач по рок-музыке на ЦТ, пригласило музыкантов для съемок видеоклипа и записи фонограммы в профессиональной студии. Результатом поездки коллектива в столицу стал, пожалуй, самый известный и популярный альбом группы "С Миссией в Москве" и клип на композицию "Что дальше". Кроме нее в третий лонг-плей вошли наконец-то записанные по-настоящему качественно хиты "Вот и вся любовь" и "Если это революция". Именно этот альбом широко разошелся по стране, и долгое время считался многими самым удачным.

В 1989-1991 годах коллектив активно гастролирует по всему Советскому Союзу. "Миссия" успешно выступает на таких престижных фестивалях как питерская "Аврора-90", харьковское "Чертово колесо", барнаульская "Рок-Азия", московский международный "Интершанс", участвует в ряде рок-акций в Москве, Киеве, Новосибирске и других городах СССР. Крупнейшей среди них стала международная акция "Рок чистой воды" - выступления вместе с такими известными коллективами как "Чайф", "Аукцыон" и "Воскресение" в одном совместном гастрольном туре по городам России. Группа всюду встречает теплый прием у публики и позитивную реакцию критики. Давно получив признание в рок-самиздате, "Миссия" попадает в поле зрения официальной прессы. "Революция" входит в пластинку, выпущенную по итогам московского фестиваля "Индюки".

К этому периоду относится один из самых необычных концертов Гены. Во время фестиваля "Полный Гудбай" в Киеве он получил приглашение выступить на дне рождения одного из самых серьезных местных авторитетов. Отказаться было, естественно, нельзя, и положение было весьма затруднительным, ибо адекватным репертуаром Гена не владел. Исполнив в акустике все тогдашние хиты "Миссии", он понял, что собравшийся народ хочет чего-то более родного и понятного, иначе ситуация грозит стать критической. Другого выхода не было, и, как в омут, Гена ринулся в трехаккордную импровизацию на вечные темы неволи, любви и измены. Когда трансовое ощущение оставило его, он увидел, что слушатели довольны и даже расстроганы, а гитара его полна разного достоинства купюр. Щедрый гонорар был извлечен и сосчитан, и оказалось, что денег как раз хватает на две недели жизни в Москве, куда музыканты и отправились для записи в Петростудии своего нового альбома.

Четвертый альбом получил название "Kainogono" и задумывался концептуальным во всем от названия до оформления, не говоря уже о музыке и лирике. Основная идея альбома - парадоксальная двойственность отношений Инь и Янь, женского и мужского начал, подобных одновременному взаимному притяжению и отталкиванию полюсов двух магнитов. Поэтому оформление альбома выдержано в двух цветах, даже винил был красным и синим. Слово "Kainogono" образовали из двух греческих корней сами музыканты, по их замыслу "Новое Семя", будучи рассеяным по свету, однажды, когда настанет срок, даст всходы иной, новой жизни.

Тем временем продолжалась все та же фестивально-гастрольная жизнь. На Дне Города в Свердловске "Миссия" принимает участие в сборном концерте, выступая живьем среди фонограммных попсовых артистов и шокируя добропорядочных сонных обывателей своим нестандартным внешним видом и необычным для привыкших к пластиковому бормотанию "расчесок" шершавым гитарным звуком. К группе проявляют интерес западные журналисты, сюжет о коллективе снимает и показывает французское телевидение. На одном из фестивальных выступлений в Петербурге артисты знакомятся с журналистом и музыкантом Дэвидом Томасом (ex - Pere Ubu). Творчество группы производит на него очень яркое впечатление и он уделяет ей большое место в своем материале для журнала Wire, посвященном советской рок-музыке, отмечая удивительно органичное выступление артистов и подчеркивая, что "Миссия" интересна, самобытна, стоит на голову выше большинства увиденных здесь коллективов, и вполне имеет шанс быть востребованной на Западе.

К концу 1992 года после фестиваля в Саратове, где "Миссия" и "Аукцыон" выступали вне конкурса в качестве гостей программы, группу покидает Николай Брославский. Он становится кришнаитом и принимает брахманическую инициацию, приняв решение посвятить свою жизнь исключительно духовной практике. Остальные музыканты весь следующий год проводят в поисках новых творческих путей.

Итогом этих поисков становится пятый альбом группы под названием "Монро", записанный в Барнауле в 1994 году. Концепция альбома - обращение в творчестве не к некому личному идеалу женщины, как это делает большинство артистов, а к женщине вообще, к самому женскому началу, одним из символов которого в современном коллективном бессознательном является образ Монро. При помощи инструкции, данной на вкладыше в кассету, каждый желающий мог связать свитер с ее изображением. Многие метафизические системы соотносят материю с женским началом, поэтому связывающий нити ритуально воссоздает творение материи, а значит символически созидает свой мир по некой заданной схеме. Постижение меры сложности и ответственности творить свободно, без схем, в сравнении с точным следованием инструкции - основной смысл процесса вязания.

Работа над альбомом сопровождалась постоянными разногласиями между участниками коллектива. Стремление одних идти по уже накатанной дороге входило в противоречие со стремлением других к новым формам. В результате 80-минутная работа получилась неровной, во многом экспериментальной. В записи альбома принимал участие известный мастер горлового пения Болот Байрышев, активно использовались ранее нехарактерные для саунда группы электронные инструменты. Несмотря на присутствие таких превосходных песен как "Монро", "Клавиши солнца", "Смола", "Все нормально", пластинка в целом встретила в основном сдержанные оценки слушателей.

Необходимость перемен становилась все яснее, и хотя "Миссия" по прежнему активна - выступление группы записывает и показывает Новосибирское телевидение, проходят концерты по Сибири - что-то старое кончилось и должно было дать место новому. К началу 1995 года Олег Волков, один из основателей группы, игравший важную роль в творческой стратегии коллектива, принимает решение окончательно покинуть "Миссию". С этого момента группа берет своего рода тайм-аут. Константин Иванов остается в Магадане, где работает аранжировщиком и сессионным музыкантом в различных местных проектах. Гена переезжает в Барнаул, становится ди-джеем на местной FM-станции и изредка выступает с различными музыкантами под именем "Миссия:Антициклон" в небольших клубах Барнаула и Новосибирска, в 1996 году принимая участие в гастрольном туре группы "Nazareth".

Этот сравнительно спокойный период в жизни группы был нужен для осмысления и переоценки прошлого опыта и будущих задач. Однажды Гена вспомнил случай из своей гастрольной жизни - при посадке в самолет артисты, смеясь, издевались над старой колымагой с местных "аэрофлотовских" линий, говорили - "ну и "Запорожец", да чтоб он сгорел". Когда самолет тронулся с места и побежал по взлетной полосе, он увидел в иллюминатор завораживающую картину: из на самом деле загоревшегося двигателя повалил дым, но на фоне огромного северного закатного солнца, такого ясного, спокойного и величественного, он казался не более чем случайным облачком в бескрайнем чистом небе. Понимая всю опасность ситуации, Гена оставался спокойным сердцем. К своему удивлению, он совсем не чувствовал страха и не мог оторваться от созерцания удивительной картины. Все обошлось благополучно и по прошествии времени как-то забылось. Но в тот момент, когда Гена вспомнил этот случай, последняя ускользающая нить встала на место. Он закончил вязать свой свитер. Теперь он мог двигаться дальше, цели стали ясны. Произошло еще одно, может быть самое главное, тайное чудо - сердце его озарилось ясным светом родного северного солнца.

В мае 1997 года он принял решение ехать в Москву, в никуда, ни к кому, просто сердце говорило ему, что так надо. Буквально на второй день он совершенно случайно встречает старого магаданского друга, который предоставляет ему свою поддержку на первых порах. Он воссоединяется с Константином Ивановым, и, при участии ударника Андрея Волкова из Барнаула, начинается работа над новым материалом, а с ней новейшая история "Миссии:Антициклон". Как символ начала новой эпохи музыканты берут себе новые имена - отныне Гена Вяткин - Генна, а Костя Иванов - Ка. Иф.

В ходе интенсивных репетиций, длящихся более полугода, определяется стиль, концепция, саунд и структура будущего альбома. Параллельно происходит адаптация к стремительной и напряженной московской жизни и знакомство с самыми современными стилями и направлениями. Группа слушает огромное количество самой продвинутой музыки, отдавая особое предпочтение Portishead, Smashing Pumpkins и Propellerheads.

Летом 1998 года на студии SBI в Москве коллектив записал альбом под названием "Складно и ладно". Активное использование сэмплерной техники и современная настройка живых инструментов, яркие мелодии и загадочные тексты песен Генны - фирменный стиль новой "Миссии". Группа делает музыку для всех, не стремясь ни к наигранной подпольной элитарности, ни к попсовой псевдо-позитивности. "Миссия" не придерживается строгих стилевых канонов, могут быть использованы любые актуальные музыкальные формы, работающие на главную идею композиции.

В начале 1999 года выходит сборник "У1", в который наряду с новыми вещами "Мумий Тролля", Земфиры, Tequilajazz, Deadушек вошла песня "Чистое сердце" с нового альбома группы. Многие ведущие рок-критики отмечают эту вещь, как одну из лучших и наиболее заметных на сборнике, высоко оценивают потенциал коллектива в целом и рассматривают "Миссию:Антициклон" как одну из основных надежд 1999 года.

Хотя артисты давно освоились и почувствовали вкус к московской жизни, они скучают по родному Магадану, по ясному свету северного солнца, который приносит с собой не тепло и покой - помехой тому суровость ландшафта и пронзительный ветер с залива - но уверенность в том, что рано или поздно солнечная "Миссия:Антициклон" победит, тучи сгинут и Новое Семя даст росток новой жизни в каждой открытой душе и каждое чистое сердце озарится своим Северным Светом.

©1999, - ( предоставлено музыкантами )
©"Звуки.Ру"

фото ©"Screen"

Видеоклип группы 1991 года (реалвидео)
Концерт в "Screen" 9 октября 1999 года

Вернуться к магаданским музыкантам • back to Magadan
Вернуться к городам • back to cities
Дальневосточная музыка • Far East Music