Группа называется “БОДОМ”. Это аббревиатура – Большекаменский оркестр для озвучивания мультфильмов. Название появилось в сентябре 1992 года, когда В.Лихоманов понял, что в силу амбиций, расстановки звезд и прочих небесных штучек, он не сможет оставаться одним из “Пост-клуба”. Был вечер, гостиная у Елисеева, который только что отвел “Рок над волной №3”. Сидели - Елисеев, Лихоманов и Шибнев. Джентельмены перебрали названия от “Бабуин брунгз” до “Кау”, и все это было не то. Решили оттолкнуться от принципа. Стали вычислять принцип. БОДОМ. концерт  - ноябрь 1997В это время по ТВ показывали “Ежик в тумане”. Шибнев заметил, что песни Лихоманова подобны этому мультику – все в тумане, но в тумане что-то (кто-то) есть. А поскольку у того же Лихоманова амбиции, то сюжет решили назвать оркестром. И никаких логотипов!

Примечание: На первый взгляд фонарно взятое название, потом не раз подтверждалось жизненным опытом участников, и всяческими встречами в параллельных мирах. Например французский хореограф Д.Багуэ, балеты которого можно смело называть мультфильмами, фильм “Деликатесы”, сны Бюнуэля еще очень много других наших (разноцветных).

Вадим Владимирович Лихоманов - 1992 годЮность и детство “Бодома” тесно связаны с большекаменской гимназией. Тогда, в 92, она еще была гимназией -–пестрое варево из кришнаитов, подпольных студий звукозаписи, радиогазет, хоббитских игр, и Foty-club-ов по субботам. Первый концерт “Бодома” совпал с открытием Foty-clubа. Состав трудно назвать оркестровым. Блэк Ру, только что покончивший со своим “Грустным воскрешением”, Майк на перкуссии и Лихоманов на акустической гитаре. Программа называлась “Бомбочадо” (разновидность итальянских средневековых карикатур) и после была записана на студии “Pine Apple Appricot”. Программа живо выглядевшая на сцене, в студийных условиях потеряла свою энергетику, получилась довольно блеклой, за группой установилась слава концертной. Следующая попытка записаться была предпринята только через два года в “Дачном-1”. Во время той самой знаменитой сессии, когда за два летних месяца были записаны альбомы практически всего Владивостокского и Большекаменского андеграунда, в маленькой избушке, которую Шибнев, Кейзеров и Лихоманов сняли для более естественного сущестовования (рубка дров по утрам, колодец, огород и прочая дзен-романтика). Между этими двумя событиями лежит семьсот с чем-то дней. За это время в составе “Бодома” переиграли пожалуй все музыканты Большого камня. И не только. На последней вещи “Игры Альберта Хоффмана” слышен свист – это свистит Армен Захарьянс, фотограф, журналист. “Бодом” этого периода больше напоминает музыкальный театр: для определенной программы приглашались соответствующие музыканты, и если “Бомбочадо” по звучанию напоминало джазовое комбо, то “Игры Альберта Хоффмана” по духу ближе к Тому Пети. Евгений Чечель (клавишные)  - 1993Стилистика “Бодома” менялась и продолжает меняться. И, в общем, если суммировать стили, то можно сказать так: Лихоманов читает Бродского и Введенский, любит Ирландию, регги – давно русская народная музыка. Овердрайв – это реальный мир, ничто в мире не может быть искреннее мужчин потерявших все. А вчера смотрели “Коттон-клаб” и им понравилось, особенно та вещичка, которую потом сыграл Том Вэйтс. Они живые, и потому всякие.

Альбомов катострофически мало:

“Бомбочадо” (Как альбом спорно) – 92, “Pine apple apricot”

“Игры Альберта Хоффмана” (“Бодом” как идея, но не как группа. Записано под дешевую драм-машинку, расцвеченную перкусией. Записано с помощью группы “Пост-клуб”) – 94, “Pine apple apricot”

“Тукита” (первый нормальный альбом. Из-за своего гнетущего характера назван “зимним”. Основной саунд Создал Че на клавишах “Опус”. Че несомненно волшебник, но навязчивый) – 95, зима, “Pine apple appricot”

“Апрельская анимация” (создан из песен не вошедших в “Тукита”) – 95, зима, “Pine apple appricot”

“Лемуары” (Бутлег, сделанный из обрывков концертных записей и выступлений “Бодома” образца 92-95 гг. Звук ужасающе грязен. На любителя) – 95, “Pine apple appricot”

“Из дневников Татьяны Онегиной” (Символизирует собой полный хэппи-энд, которого так не хватает русской классической литературе. По идее и концепции – полновесный альбом, по записи – типичный квартирник. Может быть когда-нибудь будет записан в нормальных условиях, с оркестром русских народных инструментов, ну а пока остается наслаждаться обаянием московских кухонь) – 96, Москва, Химки-6

“Свой среди твоих” (Концертный альбом. У “Бодома” есть традиция раз в год давать концерт в 17 кабинете Районного Дома Культуры для друзей. Это маленький зальчик, переоборудованный под театральную студию. И по традиции же каждый концерт “Бодома” объявляется последним. Как бы отчет перед своими постоянными слушателями. Поэтому песни здесь из разных программ) – 97, весна, “Pine apple appricot”

“Осень Шкатулка Иванова. Печально” (Альбом записан на квартирной студии у Гоголя. На данный момент он не сведен окончательно. Именно в работе над ним присоединился Крот. Это необходимая доза покоя и тишины. Иногда просто торжественно)- 97, осень, “Стас Шолохов”.

Вадим Лихоманов, Юля Корницкая  - 1995В последнее время, играть они ездят во Владивосток, где множество клубов (например, “BSB”) и потихоньку завоевывают тамошнюю публику. Но не очень часто, что позволяет сохранить инкогнито и момент внезапности. “Что это было? Кто это?” - спрашивают друг друга клубные мальчики и девочки. Тайна! Им нравится быть неизвестными. До концертов в масках еще не дошло, но … Хабаровск-2000“Бодом” приезжает последние года три на фестивали в Хабаровск. У каждого участника связаны с этим городом свои волнительные воспоминания, и тайная мечта, сделать когда-нибудь большой сольный концерт. Причем в каком-нибудь театральном помещении. Еще у них были гастроли в Москве и европейской части России. Где играли по клубам, и когда возникла опасность стать популярными, участники группы вспомнили могилы предков и Тихий океан. Вадим Лихоманов - 1995 Вспомнили не все. Че заболел манией величия, объединился в этом психозе с другим клавишником (Женькой из “Сатори” г.Находка ) и остался штурмовать Кремль. Кроме всего этого они принимают участие во всех более или менее интересных акциях проходящих в Большом Камне.

На сегодня состав группы как всегда колеблется:

Боров – гитара. Взял отпуск и уехал во Владивосток, чинить забор Половской бабушке.

Билл – бас. Неоднократно в последнее время задерживался милицией за нежелание служить в армии. Недавно выпущен под залог.

В. Лихоманов В.- гитара, вокал, идея. Без изменений.

Семен Семенюк – барабаны. 

Иногда ударяется в зарабатывание денег посредством починки автомобилей, но всегда возвращается.

Крот – скрипка. Все в будущем.

Пол – перкуссия (Вернее бубун). Взят в группу больше из-за хореографии. Очень уж забавно подпрыгивает на концертах (несмотря на музыку, которая звучит все время в одном ритме). Сейчас с Боровским чинят забор.

О группе писали какой-то толстый московский журнал (после феста “Травка зеленеет”), питерская газета “Наш драйв” и легкомысленная приморская пресса.

Про участников.

Вадим Лихоманов  - 1995Лихоманов Вадим Вадимович. Иногда подписывается как Св. Патрик. Хобби не имеет. Раньше собирал трубки, но всегда раздаривал. Музыкальные пристрастия обширнейшие, и часто взаимоисключающие. (Спросите у него сами, когда встретите). По звуку любимый инструмент – акустическая “Jipson”, но играет на “Fender -e”.Так же обладает всякими там маленькими барабанчиками, на которых иногда подыгрывает на концертах “Пост-клуба”. Образование Лихоманов получил в Хабаровском институте культуры и Буддийских центрах. Место работы у него постоянно меняется и никогда не бывает меньше трех. На данный момент он работает режиссером в техникуме, директором театра кукол, ведет тренинги по актерскому мастерству, один из руководителей клуба “Мицар” и пр. Профессию определить невозможно. Три года назад, в удостоверении Досугового центра написал – “иллюзионист”. Поверим ему на слово.

Евгений Дейнека (Бил). Хобби – машины. Все. Как увидит машину, так сразу ее разбирать, чтобы собрать новую. Делает это профессионально, поскольку работает механиком в автосервисе. Естетсвенно, любимая книга у него Э.М. Ремарк “Три товарища”. Очень, очень любит Пэпперов, и всякое прочее современное, начиная от “Stone Temple Pilots” и заканчивая Линдой, но не чурается классики. Поскольку в Большом Камне мало музыкантов, переиграл практически во всех коллективах (в виде гуманоидной помощи). Образование – самоучка. Закончил среднюю школу, но к тому, что делает это отношения не имеет. Любимый инструмент бас (джаз-бас “Fеnder”) Еще Бил любит петь, но никому в этом не признается. Кроме баса играет роль технического монстра, превращая все сгоревшее в еще живее нового. Раз в неделю группа собирается у него, смотреть последние видео новости.

Алексей Шибнев и Пол (Александр Коваленко) - 1995Коваленко Александр Витальевич (Пол). Хобби – говорит, что пирсинг.Музыкальные пристрастия просты и энергичны : Е.Летов, Янка, “Элемент оф крайм”, “Кренберис”. Любимый инструмент у Саши трыкытым (это такая разновидность маракаса, а не сексуальная ориентация), но в кругу наивных девушек чаще появляется с гитарой. Образование Саша получил среднетехническое (формально, так как все занятия проводил в идиотском обдолбанном состоянии), и стремится получить высшее гуманитарное, то бишь стать мейерхольдом… Место работы определяет как профессиональный безработный, а вообще-то работал на ТВ оператором, но ушел по идеологическим соображениям.

Борофф (Волынец Женя Александрович). Национальность -негр. Псевдоним отсутствует. Борофф Это карма, а не литературная залепуха. Хобби – еда. Любит готовить, когда хочет есть, а хочет есть всегда. Музыкальные пристрастия тяжелы ДЭС, Макабр, Блер, Продиджи. Но иногда отдыхает под Корелли. Любимый музыкальный инструмент гитара и только гитара. Образование – 8 классов церковно-приходской школы. Не работает и не хочет работать. Профессия – гитара.

Семен Семенюк – темнота в темноте. Раздаются удары и хохот.

Семен - 1995


Часть II-я

Двагодаспустяшная. В конце первой части (которая, кстати является ответом на анкету Хабаровского феста), в конце, описывая участников, мы ничего не написали о Семене, барабанщике группы. То ли было лень, то ли просто так получилось. По прошествии двух лет стало ясно, что это был знак, вскорости Семен уходит из группы. Причин было объявлено много, любая из версий отчасти правдива и одним предложением не объяснить этой драматической истории. Он до сих пор появляется на точке, иногда пытается играть, но это похоже на спонтанные шутки. Факт остается тем, что определило дальнейшую повесть. И идею. И, как следствие - звук и общую энергетику. Во-первых, развалилась ритм-секция, изощренностью которой «Бодом» всегда гордился. Билл с другим ударником играть бы просто не смог. Пятилетний тандем слепил из этих двоих единое существо. Нужно было что-то делать, кого-то искать. Лихоманов впал в депрессию и ударился в театр и медитации. Боров создал свой проект - «Инсомнию». Пол, опять же, по идеологическим соображениям, вернулся на TV. Казалось, время остановилось, и здесь смело можно начинать вторую часть. Двагодаспустяшную. Феи Информации.

Но сначала... Немного о Виле.

Виля и Вадик - хабаровский фест 2000Виля, Вильям, Виталий Роговенко и т.п. Появился на горизонте на «IV Рок Над Волной» в виде пьяного юноши, в невообразимо желто-зеленых клоунских штанах, играл на басу в «ДНК» и «Гражданскую Оборону» на ступенях кинотеатра не менее пьяным тусовщикам. Агрессивная детская наивность при общении с этим балбесом ставила в тупик даже видавших виды ди-джеев. Так вот, этот отрок постоянно вился вокруг точки, где репетировал (а теперь просто грустно собирался, вспоминая былое) «Бодом». Виля приходил один, иногда приводил знакомых (навярняка беря плату за экскурсию в рок-зоопарк) и потихоньку подбирался к Билловской Ямахе. Оно и понятно - сам он мучал задроченный Диамант. И так получилось, что в один вечер они собрались втроем - Виля, Боровский и Билл, - просто поиграть. В голове у Билла зудела какая-то фишка, которую нужно было немедленно попробовать.
Вадим:
«Это была «Ничего не должен». Вернее, она вообще тогда никак не называлась. Они пришли ко мне вечером - велели(!) прийти на точку. Оч-чень интересно!
Виля и Селина -  Хабаровск 2000Заинтригованный до коликов, я пришел - за барабанами сидел Боров, Билл держал в руках гитару, подключенную к какой-то архаичной примочке, а Виля держал в руках бас, что, зная как Билл к нему относится, представлялось абсурдом. Заиграли. Слова стали появляться из самой мелодии, это было по ощущению близко к «Командирской холке». Я думал, что это все, дальше двигаться некуда, оказывается есть. Смещение музыкантов оказалось благотворным (не то слово) Просто это новая форма. Раньше мы играли ритмично, но не жестко, а новые вещи, которые стали появляться, были, ну не знаю, современнее, что ли, но энергетика, основной посыл остался то же. Это и Вероника из «Искры» заметила. Итак, у «Бодома» появилось дополнительное пространство. Оно было тут же наполнено активностью участников, уже квартета, новые вещи аранжировались всеми и это было новое качество. Это была действительно группа. В целом это был очень интересный месяц - октябрь 98 г. Побольше бы таких.

Альбомы:

Сборник «Лемуары 2» - основу составили номера, исполненные в хабаровском клубе «Ключ» и немного с фестиваля «Живые» - последнее прощай старому составу. К тому же, других записей к данному часу не замечено. Наверное, новый звук сложно зафиксировать аппаратурой «Pine Apple Apricot», а другой пока нет.

Весна 1995Путешествия:
Они же гастроли. Все более не интересно ездить просто так. К тому же, когда у тебя новая программа. В Хабаровск ездить стало традицией. К тому же этому благоприятствует масса причин - от друзей, у которых приятно останавливаться, до микрика Билла, который постоянно рассыпается от подобных набегов.

Весна 1995Следующее посещение города Ха было связано с «Весенним драйвом», фестивалем, который превратился в стойкую привычку у многих дальневосточных команд. XIV «Драйв» был удачен в плане общения. Хотя многим запомнился ужасным звуком. «Бодом» привозит новую программу и было это ХОРОШО. Хотя, из-за отсутствия нормальных мониторов «Жизнь бывшей вдовы» прошла как корова с пятью ногами, спотыкаясь и вихляя. Ну да ничего, главное поставить точку, а «Доктор» был именно ей - после него петь о чем-либо не имело смысла. Сьездили «Бодомы» в поезде. По принципу инь-янь. Весна 1995Туда в купе,обратно в общем. В целом началась более-менее нормальная концертная жизнь - четыре концерта в Находке (включая фест «Пропаганда лета»),в «BSB» - 3 раза, с переменным успехом, но это не важно. Важно, что в попсовом Вл-ке есть замечательные люди, такие как Андрей Козлов, Тату-Таня, Папа Максим и много других. Еще «Бодом» играл на фестивале «Арго», где у Вадима обнаружилась пугающая склонность к ронянию комбиков. И не со злобы, не для шоу, а просто шнур у гитары короткий. Что Вадиму, что Виле, в последнее время очень понравилось носиться по сцене.

Радио:
Лихоманнов спел: «Ваше радио - это поганое повидло.» - видимо, пообломали человека прямые эфиры. Хотя, за эти два года было три удачных. У Жени Шибаева (Джона Соляриса) в программе «Рок на Восток» - атмосфера джем-сейшена. В маленькой студии - «Бодом», БОДОМ на 15 -м Дальневосточном фестивале рок- и альтернативной музыки. Хабаровск, 2000Джон и человек 12-ть знакомых, каждый из которых желал сказать слово или просто дурачился, как Сашка Панк, который передавал загадочные записки ди-джею, оператору и т.д. Джон, не выдерживая такого веселья, выбегал в коридор на сорокоградусный мороз, как он обьяснял - эфир вел непонятно кто (кажется Федоркин) и передача, которая идет час, растянулась на два.

В. Лихоманов - фест РОК НАД ВОЛНОЙ - 93Следующий радиовыход случился в Хабаровске, на радио «Восток России». Эфир вели Саша из «Повешенной Луны» и Таня Балабина, очень активная девушка. Но, во-первых, это был не прямой эфир. Во-вторых, первое позволило, удобно развалившись в креслах, покуривая «Петр I», лениво размышлять о судьбах отечественной рок-музыки, «О времени и о себе», но дело не в этом, дело во встрече с единомышленниками (Таней и Сашей), а это, согласитесь, в обусловленном мире редкость.

1993 год ,лето  - съемка  клипа для местного твРадио «NEW WAVE», передача «Пацифик».
Сбылась мечта идиотов. А исполнение любой мечты чревато разочарова-нием. И дело не в ди-джее Алисе, а в столкновении стилей, мировоз-зрений, если хотите. То, что было интересно слушателям «Пацифика», не интересовало «Бодом» и ответы, да и сама беседа, шли с натяжкой. Не было той доли интимности, к которой они (Б.) привыкли. Открытие, узнавание - то, что делает беседу беседой. Что ж, New Wave - современное радио, радио эпохи Информации.

Новая программа включила в себя две песни старой Владивостокской команды «Седьмой прохожий» - группа, с музыкой которой связано много воспоминаний молодости. Желание делать бонус-трэки на близкие по духу песни вообще может привести к появлению новой программы. А что касается тех двух песен, то они смотрятся довольно органично среди прочих Бодомовских опусов. концерт -  ноябрь 1997Вторая была сделана по просьбе Маши, девушки, с которой группа познакомилась на последнем концерте в «BSB». Она же вызвалась ее спеть, для чего постоянно ездила в Камень на репетиции. А первую - «Спой под гитару» - Лихоманов просто не смог не спеть. Потому что это про всех нас. У группы есть бубен. С тех пор, как его и группу покинул Пол, он (в смысле - бубен) стал символом и способом знакомства. Видимо, предмет действительно священный, ибо замечено, что кто на нем поиграет, через некоторое время собирает свою группу. Например, Рита Горбунова.

993 год ,лето  - съемка  клипа для местного твВесной 99-го группе исполнилось семь лет. Дату справили в районном ДК, т.к. ставший родным кинотеатр был закрыт непонятно откуда взявшимся пожарным инспектором. В последний момент оказалось, что нет транспорта привезти Гарсиевский аппарат из Находки. Колонки взяли у местных дискотечников. Если брать историю «Бодома» и роль этого концерта в этой истории, то можно сказать - нет, это не подведение итогов, просто очередной концерт. И запомнился он прежде всего приездом Андрея Козлова и Лехи Самогона с последующей посиделкой на море. Вот это была действительно интересная история - со сменой стоянок, с переходами из бухты в бухту в надежде оторваться от толпы то ли поклонников, то ли тусовщиков. Потом был тур Хороль - Черниговка - Спасск. О нем написано в газете «NEO». Добавим только, что в Спасске произошла большая Самогон-пати, где «Бодом» закорешились с местными рокерами. После концерта те пошли с песнями провожать их на поезд. И после этой пати почему-то всего лишь два музыканта опоздали на поезд. Добирались сами, стопом.

История следующая.

0«Рок над Волной - 99»
- Ну да, не очень интересная история. «Бодом» участвовали в организации этого феста, и поэтому им пришлось выступать первыми, как сказал И.(Бог) Ермакович - «задать тон». Но горячки последних дней сделали свое, на лицах господ мультипликаторов явственно проступала печать великой усталости. Единственным, кто выглядел свежо на сцене, была Тату-Таня, приехавшая специально из Владивостока на бубне поиграть, да «Биопсихоз» показать. Они же («Бодом») и закрывали его (фест), но здесь уже была присущая «Б» бесшабашность. То есть та бодомовская энергетика, которая возвращает слову «праздник» его первоначальный смысл.

«Приморские струны».
Естественно, «Бодомы» вряд ли пропустили бы подобное событие. И каждый по собственной причине. Виля ехал пить водку и бегать за девками, но заболел и три дня провалялся в палатке, кушая аспирин. Боров - купить джинсы в ближайшем «секонде». Купил. Остальное пропили. Лихоманов - знакомил свою жену с достопримечательностями места Шамора. Напились в усмерть оба. Пошли топится, но был прилив. Потом приехал Билл и вся группа чудесным образом смогла отыграть на электрической площадке, еще раз подтвердив свою вездесущую всепроявляемость. А потом был ремонт. Это очень традиционно - каждую осень устраивать на репетиционной точке ремонт. Прибив очередной коврик к стене, повесив плакатик «Текилыджаз» музыканты грустят, впадают в творческий кризис, пытаясь понять - что делать дальше. Обычно этот процесс занимает месяц; сейчас уже октябрь, значит скоро появится что-то новенькое.
Ибо было это колдовство.

Бодом

Вернуться к большекаменским музыкантам • back to Big Stone
Вернуться к городам • back to cities
Дальневосточная музыка • Far East Music

фото Армен Захарьянц
Created by Sanich©1999-2000